ФотогалереиВидео    Вконтакте Facebook TwitterYouTube Google+

Парковые скульптуры и малые архитектурные формы Харьковского зоопарка

Зоопарк, как это не парадоксально звучит, место встречи Людей, ведь, приходя сюда, Мы впервые открываем для себя удивительный мир дикой природы. Мы приходим с друзьями, любимыми, семьями или поодиночке, проводим здесь целые дни, прогуливаясь по тенистым аллеям и наблюдая за жизнью Их , так похожих на Нас.

Зоопарк... Для города - это символ чистоты и добра, а не просто «учреждение культуры, которое воспитывает и развивает в людях как бережное отношение к природе и окружающему миру в целом, так и уважение к культурным ценностям вообще». Это сердце города, ведь как писал Джеральд Даррелл: «Город, в котором нет зоопарка, может показаться неполноценным». Перефразируя фразу известного классика, можно сказать: «Все хорошие зоопарки прекрасны по-своему, а все плохие - ужасны одинаково».

Но у каждого зоопарка есть свое лицо. Зоопарк - это детище добра, своего рода колыбельная, добрая музыка, а как говорят художники, архитектура - это музыка, застывшая в камне. И, поверьте, у Харьковского зоопарка своя особенная неповторимая мелодия, в которой прошлое, настоящее и будущее сливаются воедино. Хотите убедиться - пожалуйста.

Итак, Вы пришли в зоопарк.

На Центральном входе Вас встречают четыре черные пантеры, будто бы вышедшие на охоту, к ним приближаются белые медведи. Чуть ниже барельефы кенгуру и индийских антилоп нильгау, а несколько выше их идет вереница павианов. Скажете «не верно»? Пантеры, кенгуру, павианы и белые медведи? Но это же зоопарк, здесь рядом Юг и Север, Восток и Запад. Эта композиция, с 1932 ставшая самым ярким символом нашего зоопарка, является творением архитектора В.П.Ширшова и скульптора В.А.Ватагина.

Во время Великой Отечественной войны Харьков дважды захватывали и дважды освобождали. Фигуры животных работы Василия Алексеевича Ватагина были утрачены, да разве только скульптуры? На момент освобождения Харькова в зоопарке уцелели лишь 4 медведя, 5 обезьян и 1 волк. Частично были разрушены слоновник, обезьянник и аквариум, сломаны все изгороди, словом, в зоопарке царила печальная картина безжизненности.

И когда пришлось все восстанавливать, было как-то не до украшений. Впрочем, тогда уцелели две бронзовые скульптуры нимф с факелом. Их привезли немецкие оккупанты для «скрашивания» быта офицерского состава. Эти бронзовые фигуры 19 века, принадлежавшие французской школе скульптуры, долгое время являлись украшением парковой зоны зоопарка, пока в начале 90-х годов прошлого века одну из них не похитили. А ведь КРАСТЬ В ЗООПАРКЕ - все равно, что КРАСТЬ У ДЕТЕЙ. Не нам судить того, кто это совершил, но очень хочется обратиться к тем, кто что-нибудь знает о местонахождении скульптуры (историческом наследии всего города), сообщить об этом в зоопарк. (вознаграждение гарантируется). На неукраденной скульптуре есть надпись «FALGVIERE». Возможно, это клеймо автора. А кто знает, что написано на похищенной скульптуре? А не «видится» ли Тебе, загадочный любитель раритетов, в этой надписи сильное заклятие «НЕ УКРАДИ!».

 

До начала 90-х скульптуры находились на территории зоопарка.
Та, что справа была украдена.

 

Еще одно напоминание о событиях страшных военных лет расположено рядом с Домом приматов. Это памятник трем обезьянкам работы харьковского скульптора Сергея Степановича Бажана. Композиция изображает трех обезьян в разбитом окне здания Госпрома. Они удивленно смотрят на непонятный жестокий мир. Памятник отражает реальные события времен оккупации Харькова. Трем макакам-резусам - Гектору, Розе и Дези, одним из немногих животных зоопарка, удалось спастись и выжить в те страшные дни. Они убежали из клетки и пережили зиму 1942-1943 гг, ночуя на чердаках жилых домов и в опустевшем здании Госпрома. Их подкармливали полуголодные, но не утратившие чувства сострадания, харьковчане. После освобождения Харькова было решено вернуть беглецов домой. При этом удалось поймать только самца, а уже на следующий день Роза и Дези сами вернулись в старое жилье, не пожелав остаться без Гектора. В память об этом эпизоде зоопарковской истории 23 августа 2008 года к 65-летию освобождения Харькова был открыт памятник, посвященный этим животным и жителям города, спасавшим обитателей зоопарка. Надпись на нем гласит: «Памятник посвящен животным Харьковского зоопарка, спасшимся и погибшим в суровые годы Великой Отечественной войны». Сейчас в зоопарке живут уже правнуки легендарной троицы.

Фасад Дома приматов украшает большой барельеф, тема которого - жизнь обезьян в природе.

Одним из самых старых украшений зоопарка считается фонтан «Золотая рыбка», сооруженный в самом начале ХХ века. В 2010 году этот фонтан реконструировали и теперь его украшает статуя «Девочка с гусем» работы харьковского скульптора Юрия Ивановича Юникова. Фигурка является увеличенной копией саксонской фарфоровой статуэтки начала ХХ века и выполнена в стиле знаменитой майсенской школы. Она необычайно нежная, трогательная, «живая» и «воздушная».

Рядом с фонтаном на радость детворе журчит фонтанчик «Лиса с колобком». Этот живописный ансамбль обрамляют туи, ивы и клены. Здесь же расположен и памятный знак Харьковского зоопарка работы Владимира Александровича Кочедыгова, установленный к 100-летию зоопарка в 1995 году.

Этому же мастеру принадлежит мемориальная доска с барельефом Николая Петровича Эвальда - бывшего директора Харьковского зоопарка и основателя кружка юных биологов. Она установлена на фасаде Дома юннатов, открытие которого состоялось в 2009 году.

До революции появилась в зоопарке статуя Мелузины (в немецкой геральдике - аналог славянской русалки). В отличие от привычного нам образа русалки, эти морские девы изображались с двумя хвостами. Мелузины - настоящие красавицы, только вместо ног у них - рыбьи хвосты. Хвосты сверкают золотыми и изумрудными чешуйками, будто грани драгоценных камней. Мелузина - героиня кельтских легенд. По преданиям, она выходя замуж за смертного, ставит ему условие, чтобы он никогда не видел ее в «нечеловеческом» обличье. Если же благоверный застает ее в таком виде, она немедленно бросает его. (Возможно, это кому-то покажется странным и нелепым, но Мелузины способны на многое. Так, одна из них является символом Палермо, другая - официальным символом сицилийской мафии).


Статуя Мелузины до реконструкции и в наши дни

Во время войны статуя Мелузины сильно пострадала. Лишь в этом, 2010 году, благодаря совместной творческой работе дизайнера Елены Ивановны Злобиной и скульптора Юрия Ивановича Юникова, ее восстановили, и сейчас она всей своей красой сверкает на обновленном Малом пруду. Здесь же появились изящные декоративные арки, а Большой пруд украшают стилизованные статуи рыб. Эти статуи, как и многие другие скульптуры (Кецалькоатль, Ганеша, Половецкая баба, фигуры в Контактном зоопарке) - результат работы Е.И.Злобиной и скульптора Валерия Владимировича Шаполова.

Одно из «легких» зоопарка, создающих микроклимат уюта и комфорта в центре индустриального города, - Большой пруд - первый объект ландшафтной экспозиции в Харьковском зоопарке, созданный в 1929 году, с 1976 по 2003 год украшал фонтан Крокодил. Известный харьковский скульптор Семен Абрамович Якубович полагался не только на наблюдения, а обратился к традиционному художественному решению. Его хищник опирался на возвышение, подняв вверх длинную морду, а из его пасти ввысь стремительно поднималась струя воды. Сейчас скульптура радует посетителей возле здания террариума.

Резцу С.А.Якубовича принадлежат и восстановленные в 1984 году скульптуры Главного входа зоопарка. По воспоминаниям ветеранов зоопарка он восстановил верхний ярус, придерживаясь масштаба и художественного решения В.А.Ватагина. Снова, как в 1930-е годы, посетителей встречают четыре черные пантеры, которые будто вышли на охоту. Их грациозные темные силуэты, которые видны на фоне неба, возвышаются по бокам арки. К ним с соседних павильонов приближаются белые медведи. С художественной точки зрения очень выразительны профильные силуэты пантер. Они стоят передними лапами на маленьких постаментах. Лицевая сторона животного внешне спокойна, зато профильный силуэт наполнен внутренней динамикой. Хвосты пантер в ожидании добычи взвиваются в разные стороны. Хищники готовы к нападению. Внешне статичные, фигуры пантер блестяще демонстрируют потенциальную готовность к прыжку.

Между Большим прудом и яркой, постоянно меняющейся (в зависимости от сезона) клумбой расположена статуя половецкой бабы Некогда подобные каменные изваяния стояли на курганах, привлекая к себе внимание путников, поражая воображение своим величавым спокойствием. Низами, известный азербайджанский поэт XII - начала XIII века, писал:

Изваяньем таинственным, в годах былых,
Был опущен покров на красавиц степных.
И теперь в тех степях, за их сизым туманом,
С неповерженным встретишься ты талисманом.

Половецкие каменные изваяния ставились на высоких, заметных издалека курганах, сооружавшихся обычно задолго до появления в степных краях половцев (в эпоху бронзы или в раннем железном веке). Половцы превращали курганы в святилища.

Статуи изображали конкретных лиц, которым воздвигались памятники после смерти, и становились предметом почитания и преклонения. Мужские статуи принадлежали представителям половецкой военной аристократии, главам богатых семей, родов; женские - женам военной знати, которые, в отсутствие мужей исполняли функции не только хозяек, но и реальных охранителей очага и дома, защищавших вежи от нападения врагов. Половецкие каменные статуи являются ярким свидетельством существования культа предков в религии половцев. Предшественники половцев тюрки называли предков «вава», которое созвучно восточно-славянскому слову баба (толстая женщина). Большинство идолов действительно объемные и тучные, с гипертрофированной грудью, даже если эта "баба" явно изображает воина-мужчину с лихими усами, бородкой и с оружием.

У нас эта скульптура установлена как символ степного ландшафта Харьковщины.

Одна из самых эффектных и запоминающихся скульптур украшает новый современный вольер гуанако и пекари Это изваяние индейского божества Кецалькоатля. Кецалькоатль («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец») в мифологии индейцев Центральной Америки - одно из трёх главных божеств: бог - творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков - Толлана.

Статуи, подобные этой, устанавливали индейцы одного из наиболее цивилизованных племен - тольтеки, которые населяли Мексику и Центральную Америку в VIII-XII веках нашей эры. Самые известные из таких статуй были установлены в столице тольтеков - Туле - на верхней террасе усеченной пирамиды (храма Атлантов). Их высота - 4,5 метра. Когда-то эти статуи подпирали перекрытия храма, поэтому археологи называют их «атлантами». Скульптура Кецалькоатля подчеркивает географическую принадлежность животных, живущих в вольере, к Южной Америке.

В 2007 году рядом с «Домом Слонов» появилась скульптура Ганеши, одного из наиболее известных и почитаемых во всем мире богов индийского пантеона. Это божество олицетворяет мудрость, изобилие и удачу и считается покровителем хоботных. Ганеша обычно изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем. Согласно одной из легенд, голову ему отсек отец Шива, когда Ганеша не пускал его в покои матери. Затем, чтобы успокоить супругу, Шива пришил Ганеше голову находившегося поблизости слона. Согласно другой версии, на день рождения Ганеши забыли пригласить бога Шани (олицетворение планеты Сатурн), и тот, явившись без приглашения, в гневе испепелил голову младенца взглядом. Тогда Брахма посоветовал Шиве пришить младенцу голову первого же существа, которое ему встретится. Этим существом оказался слон Индры - Айравата.

По поводу потери одного бивня также существуют несколько вариантов легенд. По одной из них, Ганеша, сражаясь с великаном Гаджамукхой, сам отломил свой бивень и бросил его в противника. Бивень обладал магической силой, и Гаджамукха превратился в крысу, став затем ездовым животным Ганеши.

В нашем зоопарке скульптура пользуется большой популярностью. Существует даже обычай загадывать желания, обязательно положив при этом в руку Ганеши монетку.

Одна из новых скульптурных композиций находится возле павильона «Медведи» (с которого начался новый этап реконструкции зоопарка). К 115-летнему юбилею зоопарка в 2010 году здесь «поселился» грозный, но в то же время добродушный хищник с лососем в зубах. Рост у него как у настоящего взрослого медведя, что с одной стороны предупреждает об опасности этого сильного и умного зверя, но с другой стороны Медведь с лососем доставляет массу радости нашим посетителям, особенно детям. Автор этой скульптуры - харьковский архитектор Леонид Михайлович Сиваков. Его работы отличаются неизменным, явным или иногда, едва уловимым, подсознательным - уважением к классическому искусству.

Не меньше положительных эмоций детворе приносит и общение с прирученными животными в Контактном зоопарке, украшением которого являются полюбившиеся герои мультфильма «Мадагаскар» - бегемот Глория и зебра Марти.

 

В последнее время еще одним неотъемлемым атрибутом ландшафтного дизайна становятся так называемые садово-парковые формы. Так, возле Дома юннатов как символ новой зарождающейся жизни появилось гнездо с кладкой яиц (работа Ю.И.Юникова). К 115-летию зоопарка возле здания администрации установлена резная деревянная кормушка для вольноживущих обитателей (птиц, белочек), сделанная талантливым сотрудником зоопарка Петром Петровичем Куткевичем. Первое время животным нечасто удавалось воспользоваться подкормкой, так как рядом без устали фотографировалась детвора. А в 2013 году зоопарку на день рождения была подарена была скульптура Совы. Каменная птица, искусно выкрашенная под дерево, уютно разместилась на траве под сосной. Автор этой работы - 14-летний Бойчук Макар. 

 

Все эти сооружения, скульптуры, статуи, фонтаны, наряду с изящными скамейками и современными фонарями добавляют свою «изюминку» и создают неповторимый облик нашего зоопарка.